http://www.dragonage-area.ru/images/stories/800px-dalish_elf_and_companion%20copy.jpg

Арлатан

До того как века были исчислены и поименованы, жизнь нашего народа была славной, вечной и неизменной. Подобно великому дубу, наш народ был верен обычаям, крепок корнями и постоянно стремился ввысь.

Когда жизнь не имела конца, не было нужды суетиться. Обряды поклонения богам длились месяцами. Решения принимались после десятилетних обсуждений, а их воплощение растягивалось на годы. Время от времени наши предки впадали в многовековый сон, но это была не смерть, ибо они знали, что во сне отправляются странствовать в Тень.

В тот век вся эта земля называлась Элвенан, что на древнем языке означало "место нашего народа". А в центре мира стоял великий город Арлатан — средоточие знаний и место для бесед, куда лучшие эльфы древности стекались, чтобы обменяться знаниями, повидаться со старыми друзьями и поучаствовать в диспутах, длившихся тысячелетиями.

Но пока предки были поглощены бесконечностью сменявших друг друга веков, плывя по течению жизни с непозволительной по нынешним меркам неторопливостью, мир за пределами наших густых древних лесов постепенно менялся.

Сначала на севере появились люди, прибывшие из Пар Воллена. Древние прозвали их шемленами, "суетливыми детьми", ибо жизнь этих жалких созданий пролетала в мгновение ока. Впервые встретившись с эльфами, они вели себя дерзко и воинственно, вспыхивая по малейшему поводу и бросаясь в бой почти без основания, не имея достаточного терпения для неторопливой дипломатии эльфов.

Однако люди принесли с собой кое-что пострашнее войны. Наши предки оказались беззащитны перед людскими болезнями, и впервые в истории эльфы стали умирать естественным образом. Более того — те, кто общался с людьми по торговым или иным делам, стали стареть, заразившись быстротечностью людской жизни. Многие уверовали, что древние боги сочли их недостойными жить вечно и ввергли в шемленскую суету. Со временем наши предки стали смотреть на людей как на паразитов — подобно тому, как, в моем понимании, людям видятся эльфы, живущие в городах. Древние решили закрыть Элвенан для людей, опасаясь, что ускоряющийся ритм жизни погубит нашу цивилизацию.

Вы спросите, что же произошло с Арлатаном? Как ни жаль, мы этого не знаем. Даже у тех, кто хранит древние сказания, нет достоверных сведений о случившемся. Предания об Арлатане до его падения и легенда о гневе богов — все, что у нас есть.

Людской мир продолжал меняться, даже когда эльфы спали. Кланы и племена уступили могущественной империи Тевинтер, которая по неведомой нам причине направила силы на покорение Элвенана. Когда люди разрушили стены Арлатана, эльфы, страшась болезней и утраты бессмертия, предпочли бегство сражению. Имея в распоряжении магию, демонов и даже драконов, империя Тевинтер без труда покорила Арлатан, разрушая на пути победного марша дома, галереи и амфитеатры, простоявшие многие века. Наш народ оказался в рабстве, и от общения с людьми ритм нашей жизни ускорился настолько, что все плененные эльфы утратили былое бессмертие. Они взывали к древним богам, но так и не дождались ответа.

О том, почему боги остались безучастными, наш народ сохранил лишь одну легенду. Говорят, что Фен'Харел, Великий Волк и Повелитель плутов, обратился к древним божествам добра и зла с предложением заключить перемирие. Боги добра должны были удалиться на небо, а повелители зла — отправиться в бездну, и ни те, ни другие не имели бы права нарушить чужие границы. Но божества не знали, что Фен'Харел задумал их обмануть, а когда узнали, были поздно: оказавшись запертыми в своих владениях, они уже не могли вмешиваться в дела смертных. Конечно же, это сказка, но, по утверждениям эльфов, побывавших в Загробном мире, Фен'Харел все еще несет там караул, дабы боги не смогли сбежать из своих темниц.

Как бы там ни было, Арлатан пал перед теми самыми людьми, которых наш народ некогда считал досадными паразитами. Говорят, магистры Тевинтера с помощью подвластных им разрушительных сил заставили саму землю поглотить Арлатан целиком, уничтожив тем эоны накопленных знаний, культуры и искусства. Весь уклад и обычаи эльфов остался лишь в памяти тех, кто это пережил.

Долгий Путь

Когда наш народ покинул Тевинтер, мы ничего не имели и знали только, что впервые за многие века стали свободными.

Шартан мечтал о родине, на которой мы сможем жить, как хотим. После продолжительной борьбы, забравшей бесчисленные жизни, нам отдали Долы. И хотя они расположены к югу от земель Орлея, очень далеко от Тевинтера, нам было все равно. Мы возвращались домой, и дорога была открыта.

Мы назвали этот поход "Долгим Путем", ведь он и впрямь был долгим. Мы шли, неся на себе немногое оставшееся имущество. Кто-то был без обуви. потому что не имел ее. Целые семьи, женщины с младенцами, молодые и старики вперемешку - все двигались пешком. А если кто-то больше не мог идти, мы несли его или в редких случаях оставляли позади.

Путь оказался последним для многих из нашего народа. Кто-то умер от истощения, кто-то, утратив надежду, просто свалился на обочине. Многие пали от рук людских разбойников - хоть у нас и не было имущества. Пока мы шли, непрерывно росло число жалевших о решении оставить Тевинтер. "Мы хотя бы жили в Тевинтере, - говорили они, - у нас были пища, вода и кров. А что у нас есть сейчас? Только небо над головой и бесконечный путь впереди". Кое-кто даже повернул назад, но большинство продолжало поход.

И боги вознаградили не усомнившихся и привели нас в Долы. Эльфийский народ назвал новую столицу Гамаширалом, что означает "конец пути". На время эти земли сделались нашим домом.

--Из рассказов Гишареля, хранителя клана Ралаферин долийских эльфов.

Долы

Ты услышишь не одно предание о женщине по имени Андрасте. Шемлены называют ее пророчицей, невестой их Творца. Нам она известна как воительница, которая, как и мы, была рабыней и мечтала об освобождении. Она подняла восстание против Империи, и мы поддержали ее, хотя наши герои во множестве гибли, неоплаканные, на кострах Тевинтера.

Однако мы блюли клятвы, данные так называемым союзникам, до самого конца войны. Наградой за это стали земли в южной части Орлея под названием Долы. Так мы отправились в Долгий путь на новую родину.

Столицей сделался Гамаширал, что означает "конец пути" – город, построенный там, куда трудно добраться людям. Мы вновь получили возможность забыть о неостановимом ходе времени. Наш народ начал медленно восстанавливать культуру и обычаи, утраченные в рабстве.

Но это был еще не конец. Сначала церковь направила в Долы миссионеров, а потом, когда их вышвырнули вон, храмовников. Нас изгнали из Гамаширала, и пришлось рассеяться по земле. Кто-то из эльфов нашел убежище в шемленских городах, где приходится влачить убогое существование и терпеть всеобщее презрение.

Мы же избрали другой путь. Мы странствуем по глухим местам, нигде не задерживаясь подолгу, чтобы не привлекать внимание соседей-шемленов. В этом добровольном изгнании мы сохраняем остатки эльфийских знаний и культуры.

--"Конец Долгого пути" в пересказе Гишареля, хранителя клана Ралаферин долийских эльфов.

Многие забывают, что когда святая Андрасте призвала угнетенных к восстанию, первыми на ее призыв откликнулись эльфы.

Самые смиренные рабы Империи стали передовым отрядом Пророчицы. А когда была одержана победа, они получили заслуженную награду: земли под названием Долы, расположенные в южной части нынешнего Орлея.

Великий исход эльфов подразумевал путешествие на новую родину, в ходе которого им пришлось пересечь океан. пустыню и горы. Их столица, первый город со времен легендарного Арлатана, получила название Гамаширал. Для эльфов настала новая эпоха.

Но оказалось, что старая эпоха еще не закончилась. В лесном городе эльфы вновь обратились в молчаливым богам далеких предков. Они все сильнее закрывались от соседей, что было не по душе Изумрудным рыцарям, охранявшим пределы Долов, и подрывало всякую надежду на торговлю и мирные отношения. В пограничных землях поползли темные слухи о людях, захваченных в плен и принесенных в жертву эльфийским богам.

А потом было нападение эльфов на беззащитную деревушку Ред-Кроссинг. Церковь отреагировала на это Священным походом в Долы, и эпоха эльфийского царства подошла к концу. Гамаширал был полностью уничтожен, а эльфы - изгнаны из Долов и рассеяны по земле. Многие были убиты, другие оказались на грани смерти.

--Из сборника "Ферелден: фольклор и история", составленного сестрой Петриной, церковной ученой.

Эльфы

В Ферелдене этот народ смертен, но древние легенды гласят, что это не всегда было так. В них говориться, что когда-то жили бессмертные существа, жившие в гармонии с природой и поклонявшиеся Эльфийскому Пантеону Богов. Первыми «шемами» (сокращенно от «шемлен», слова, означающего «быстрые дети»; использовалось для описания людей), с которыми они столкнулись, были маги Империи Тевинтер. Они торговали с людьми и вообще всячески поддерживали дружеские отношения, но вскоре узнали, что в результате половых связей с людьми появлялись только человеческие дети. Эльфы генетически прекрасно адаптировались , но в результате секса с людьми тоже стали «быстрыми».
Доселе бессмертный народ начал стареть и умирать. В страхе эльфы прервали всякие отношения с человеческим родом, но Империя расценила это как акт агрессии и захватила Эльвенан (Elvhenan) – родину эльфов. Люди поработили этот народ. Бессмертие было потеряно, равно как и поддержка богов.
Позднее эльфы создали новое государство в Долинах, но Орден Церкви по неизвестным причинам уничтожил его. В результате появились эльфы Далиш.

Эльфы Далиш (Долийские Эльфы)

Долийцы, живущие небольшими группами из кровных родственников, путешествуют в украшенных резьбой, которые называют аравелями. Эти повозки влекут галлы, большие белые олени. Аравели в пути - зрелище неповторимое: изящные изгибы корпуса, широкие навесы, трепещущие на ветру яркие шелка, часто с рисунком родовых знамен, когда-то реявших над семейным жилищем. Многие люди называют аравели сухопутными кораблями, ибо при сильном ветре создается впечатление, что эльфы путешествуют на судах, поднятые паруса которых возвещают их прибытие (или предупреждают чужаков, что лучше держаться подальше). Галлы встречаются только у эльфов, поскольку прочие народы считают этих животных злобными и непригодными для приручения. Долийцы же называют их благородными и отдают им предпочтение перед лошадьми. Несомненно, большинство людей согласятся, что галлы не менее красивы, чем сами эльфы. Знать империи любит коллекционировать рога галл, различными путями попадающие в Тевинтер. Долийцы считают это непростительным оскорблением.

Лишь немногие из нас могут утверждать, что видели долийские сухопутные корабли вблизи. Человеку, заметившему их на горизонте, лучше направиться в другую сторону. Долийские кланы не слишком любят, когда люди появляются в их лагерях, и во многих преданиях рассказывается, как незваных гостей безжалостно изрешечивали стрелами.

--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.

Далиш ведут переселенческий образ жизни. Они – потомки правителей уничтоженного государства эльфов. Люди считают их чуть ли не преступниками. Далиш верят в древних богов, и каждый член племени носит на лице татуировку того бога, которому поклоняется. Они путешествуют по отдаленным уголкам Тедаса на специальных фургонах с особыми треугольными парусами на крыше и приспособлениями, похожими на киль, сзади. Также Далиш известны как единственная раса, способная выплавлять айронбарк (ironbark; дословно с англ. iron – железо, bark – сдирать; собачий лай) – особый метал, более прочный и легкий чем сталь. Они используют этот материал для изготовления оружия, некоторой одежды и амулетов.
Далиш предпочитают избегать контактов с людьми. Но все же порой это не удается. В таких случаях они предпочитают улаживать дела максимально быстро, дабы не привлекать лишнего внимания. В конце концов, вражда с людьми плохо заканчивается для эльфов.
Кланы Далиш сильно отличаются друг от друга. Одни довольно неплохо ладят с людьми и даже живут в окрестностях их селений, другие – наоборот, ведут себя враждебно и скрываются в горах. Эльфы Ферелдена соблюдают нечто вроде нейтралитета во взглядах на отношениях с человеческим родом.
Пути Кланов редко пересекаются. Раз в десятилетие они собираются, и их Хранители (старейшины и лидеры) обмениваются знаниями и сведениями.
Далиш живут по особому кодексу Вир Танадаль (Vir Tanadahl), название которого означает «Путь Трех Деревьев». Он состоит из трех частей:
• Vir Assan ('Путь Стрелы') – летай ровно и не сворачивай
• Vir Bor'Assan ('Путь Лука') – прогибайся, но не ломайся
• Vir Adahlen ('Путь Леса') – вместе мы сильней, чем поодиночке.
Эти три части философии очень часто используются вместе как мантра, которую Далиш завершают фразой: «Мы - последние эльфвенаны, и мы никогда не сдадимся».

***
Людская империя со временем рухнет. Мы уже видели это несчетное количество раз. Пока же мы будем ждать, держаться диких приграничных земель, разводить галла, стоить аравели и оставаться бегущей мишенью для людей, которые нас окружают. Мы стараемся жить так, как жили наши предки, и заново учиться тому, что позабыли.

И пусть с тех пор, как пал Арлатан, древние боги не слышат нас и не отвечают нам, мы продолжаем к ним взывать, чтобы однажды они о нас вспомнили: Эльгархан-Первенец Солнца, Тот, Кто Сверг Своего Отца; Митал-Заступник; Фен'Харел-Великий Волк; Андруил-Охотница, Фалон'Дин-Друг Умерших; Диртамен-Хранитель Тайн; Гилан'наин-Родительница Галл; Джун-Мастер Ремесел и Силайсе-Хранительница Очага.

Раз в десять лет мы собираемся в Арлатане, чтобы пересказать древние повести и тем продолжить их жизнь. Ибо когда людские королевства падут, мы должны быть готовы научить остальных, что значит быть эльфами.

--Гишарель, хранитель клана Ралаферин долийских эльфов.

Я отправился на север вместе с торговым караваном, следовавшим из Вал Руайо в Неварру, и, менее чем в двух днях пути от границ Орлея, нам довелось столкнуться с разбойниками. Укрывшиеся среди деревьев, они напали совершенно неожиданно, изрешетили стрелами наши повозки и практически сразу убили почти всю нашу охрану. Немногие стражники, уцелевшие под дождем стрел, обнажили мечи и бросились в лес. Из зарослей до нас донеслось несколько приглушенных возгласов, и больше мы ничего не слышали.

Довольно долго было совсем тихо, а потом показались разбойники: татуированные эльфы, облаченные в шкуры, отобрали у торговцев все товары и ценности, а затем снова скрылись в лесу.

Это, как я узнал позже, были долийцы — дикие эльфы, в обычаях которых устраивать засады на окраинах обжитых земель, подкарауливая путешественников и обитателей дальних ферм. Отвергнув людскую цивилизацию, эти дикари возобновили поклонение своим лже-богам и, по слухам, занимаются своим особым колдовством.

--Из книги "В поисках знания: путешествия церковного ученого,"
написанной братом Дженитиви.

Культура гетто (Эльфинажей)

«Гетто существовало со времен, когда эльфы и шемы (shems) жили на одной земле. Для нас это неплохо: говорят, в Вал Ройё (Val Royeaux) живет десять тысяч эльфов на площади, не большей рынка Денерима (Denerim's market). Стены здесь настолько высоки, что даже солнечный свет освещает их дома только к полудню.
Но не спешите крушить стены и начинать драку со стражей. Снаружи они оставляют больше, чем внутри. Ведь нас не принуждают жить здесь. Иногда семья может взять перерыв и купить дом в доках или окрестностях города. Если им повезет, они вернутся обратно после того, как мародеры сожгут из пожитки. Те же, к кому удача повернется спиной, отправятся работать в поле с бедняками.
Здесь мы в семье. Мы присматриваем друг за другом. Здесь хранится память о былых временах. Длинноухие, ушедшие отсюда, попадают в безысходность. Они никогда не станут людьми, но, после своего ухода, эльфами тоже уже не будут. Так кем же они стают? Никем.»
Саретиа,
Старейшина гетто Гворена

У людей есть немало сказок об Андрасте – для них она пророчица. Нашему же народу ее имя несет надежду. Поднятое ею восстание против Тевинтера подарило нам луч солнца, и мы воспользовались им сполна, вырвавшись из потемок на солнечный свет. Восстание это было кратким, но достигло успеха. Даже после смерти пророчицы мы продолжали сражаться за свою независимость, и людская империя не устояла перед нашим натиском. В итоге мы завоевали свободу и получили южные земли под названием Долы, после чего начался Долгий Путь на нашу новую родину.

Там, в Долах, наш народ восстановил утерянные знания, насколько это было возможно. Мы назвали нашу столицу Гамаширалом, что означает "конец пути", и основали новую страну, изолированную от соседей, как и надлежит эльфийским землям. Наши границы охранялись орденом Изумрудных Рыцарей, которому была поручена задача не допускать возможных столкновений с людьми.

Но, как вам уже известно, что-то пошло наперекосяк. Охваченный вспышкой ярости, немногочисленный эльфийский разъезд напал на близлежащее людское поселение Ред-Кроссинг. Это нападение подвигло Церковь на ответ, а поскольку силы ее намного превосходили наши, все закончилось завоеванием Долов.

Нас не сделали рабами, как в прошлый раз, но поклонение нашим древним богам было возбранено. Нам разрешили жить среди людей лишь на правах низшего народа и поклоняться людскому Создателю, вновь отрекшись от тех крох знания, которые нам удалось пронести сквозь столетия.

--"Расцвет и закат Долов" в пересказе Саретии, старейшины Хайеверского эльфинажа.

Непросто рассказывать детям нашего клана о тех из нашего народа, кто решил жить в шемленских городах. Дети спрашивают меня: "Кому охота терпеть такое к себе отношение?" И я не знаю, что им ответить – ответа на этот вопрос у меня попросту нет. Эльфы были освобождены, но часть из них вернулась служить своим бывшим хозяевам. Они подобно животным обитают в огороженных стеной кварталах шемленских городов; они выполняют самую отвратительную работу и ничего за это не получают. Зачем им это нужно? Даже не знаю.

Мы рассказываем нашим детям, что эльвенаны сильные и гордые, но потом они слышат об этих городских эльфах, которые покорно склоняются перед людьми. Как вырастить детей гордыми, если они знают, что есть в нашем народе и такие, кто молча терпит, когда их втаптывают в пыль? Поэтому мы говорим нашим детям, что этих городских эльфов надо жалеть, что они порвали со своим народам, порвали с наследием предков. Мы рассказываем им, что некоторые так привыкают к подчинению, что будучи освобождены, просто не знают, как им дальше поступать. Они слабы и всего боятся – страшатся неизвестности, боятся нашей бродячей жизни... Но прежде всего они боятся даже надеяться на то, что когда-нибудь у нас будет своя родина.

--Гишарель, хранитель клана Ралаферин долийских эльфов.

Эльфийский Пантеон
(Первоисточник: http://www.gamer.ru/dragon-age-nachalo/ … iy-panteon)

Эльфийский пантеон Богов включает 5 богов и богинь, которых долийцы называют "Создатели". Во главе пантеона - Эльгархан: отец всего, бог отцовства и мести, и Митал: Великая Защитница, богиня материнства и справедливости. Есть также отсыл в эльфийской мифологии к другой расе богов, названной "Забытые", врагам эльфийского пантеона. Говорят, что лишь Фен'Харел мог спокойно переходить из одной группы в другую. И оба пантеона принимали его как своего.

История.

Эльфийскому пантеону поклонялись во времена Элвенен, до того как люди пришли в Тедас. Мало что известно о поклонении богам, кроме того что были воздвигнуты храмы, с охранниками в специальной броне, где эльфы поклонялись своим богам. Также, возможно, были ритуалы с водой и молебнами на коленях пред алтарем.

Как только эльфы обнаружили, что само присутствие людей заставляет их стареть и умирать, они попытались изолировать себя. Многие сочли, что боги посчитали их недостойными и отняли их вечную жизнь за общение с людьми. Эльфы отступили в Элвенен, но в конечном итоге были порабощены Тевинтерской Империей. Во время своего векового рабства, эльфы потеряли большую часть своего языка и истории и перестали поклоняться старому пантеону эльфийских богов. Однако, эльфы, во главе с Шартаном, выступили на стороне Андрасте в ее борьбе против Империи, и были вознаграждены новым домом в Долах, где поклонение эльфийскому пантеону могло быть восстановлено. Эльфы покинули Тевинтер, чтобы обрести свою новую родину в 1025 TE.

Новая родина эльфов, по меркам Элвенен, просуществовала недолго. В течении следующих 270 лет, отношения между эльфами и их соседями - людьми, ухудшились. И в ранний Век Славы были многочисленные стычки на границах Долов и Орлея, переросшие в войну. Когда эльфы были близки к тому, чтобы захватить Вал Ройя, Церковь призвала к Священной войне, в результате чего был создан Карательный Поход против Долов. Эльфы были полностью разгромлены в 2:20 Века Славы. Земли перешли к Орлею, эльфы были выгнаны из своих домов и поклонение эльфийским богам перешло под запрет. Эльфы, принявшие предложение Церкви, стали поклоняться Создателю и жить в гетто, известных как Эльфинажи в людских поселениях. Однако, некоторые эльфы отказались предать свою веру в богов и мечту о своей родине, уйдя и став Долийцами.

Эльгархан: Бог Мести

Эльгахран, Отец Всего, представлен богом отцовства и мести, и возглавляет пантеон вместе с Митал. Он был первым богом эльфом, рожденным Солнцем и Землей. Большинство эльфов взывает к Эльгахрану, когда им нужно что-то разрушить.

Давным-давно, когда время было молодо, существовали только солнце и земля. Солнце, любопытствуя, склонило голову к земле, и в том месте, где они соприкоснулись, родился Эльгархан. Солнце и земля безмерно любили Эльгархана, ибо он был прекрасен и умён. В дар Эльгархану земля породила огромных птиц и зверей, обитателей неба и леса, а также множество дивных растений. Эльгархан любил дары своей матери, и весьма хвалил их, часто ходил среди них.

Солнце, глядя вниз на плодородную землю, увидало, какую радость даруют Эльгархану её труды, и возревновало. По злобе воссиял его лик полным светом надо всеми существами, которых сотрворила земля, и испепелил их. Земля иссохла, покрылась трещинами от горести и боли, и солёными слезами оплакивала гибель своих творений. Слёзы, пролитые землёй, превратились в океан, а трещины на её теле стали первыми ручьями и реками.
Эльгархан был разгневан тем, что сотворил его отец, и поклялся отомстить. Он поднялся в небо и вступил в бой с солнцем, исполненный желания его победить.

Они сражались целую вечность, и наконец солнце ослабело, в то время как гнев Эльгархена оставался неукратим. Наконец, Эльгархен сбросил солнце с неба и погрузил его в бездну, сотворённую печалью земли. С уходом солнца мир покрыла тьма, и в небе остались только следы битвы Эльгархана с отцом – капли крови солнца, мерцавшие в темноте.

Из Повести об Эльгархене и Солнце, рассказанной Гишарелем, Хранителем Ралаферинского клана долийских эльфов.

Митал: Великая Защитница

Митал, защитница, покровительница материнства и справедливости. Возглавляет пантеон с Эльгахраном. Эльфы молятся Митал, когда нуждаются в ее защите.

Эльгархан победил своего отца, солнце, и весь мир сокрыла тьма. Довольный собой, Эльгархан стремился утешить свою мать, землю, заменяя все, что уничтожило солнце. Земля, однако, знала, что без солнца ничто не будет расти.

Она нашептала эту истину Эльгархану и умоляла его освободить отца, но гордыня его была велика, а гнев ужасен, и он отказался.
В тот самый миг из моря слез земли вышла на землю Митал, она коснулась ладонью Эльгарханова лба, и от ее касания эльгархан успокоился и понял, что гнев завел его слишком далеко. Пристыженный, Эльгархан направился туда, где было погребено солнце, и заговорил с ним. Эльгархан сказал, что освободит солнце, если оно пообещает греть ласково и каждую ночь возвращаться в землю. Солнце, уже раскаиваясь в содеянном, согласилось. И вот солнце снова взошло в небесах, и пролило золотой свои свет на землю.

Эльгархан и Митал с помощью земли и солнца вернули к жизни все земные чудеса, которые уничтожило солнце, и все живое росло и благоденствовало. А ночью, когда солнце отправилось спать, Митал собрала вокруг его ложа сияющую землю, и слепила из нее шар, и поместила его в небе, дабы сиял он бледным отражением истинного величия солнца.

"Из Повести о касании Мигал" рассказанной Гишарелем. хранителем Ралаферинского клана долийских эльфов.

Фалон’Дин: друг Мертвых, Проводник
Фалон’Дин - эльфийский бог смерти и удачи, а также страж. Он и его брат-близнец Диртамен - старшие дети Эльгархана и Митал, и были неразлучны с рождения.
Из-за сходства между двумя богами он может быть известен как Создатель.

"Направь мои стопы, успокой мою душу,
Приведи меня в вечный покой."

В давние времена Народ не старился и не умирал. Вместо смерти эльфы погружались в утенера - долгий сон - и ходили по изменчивым тропам по ту сторону Завесы вместе с Фалон'Дином и братом его Диртаменом. Старейшие познавали тайны снов, а иные с обретенным знанием возвращались к Народу.

Однако наша кровь ускорилась, и мы стали смертны. Наши умершие сородичи уходили с Фалон'Дином в Загробный мир и не возвращались. Если они по пути вели беседы с Фалон'Дином, мудрость его была утеряна безвозвратно, ибо вместе с ними ушла в Загробный мир и не вернулась к Народу.

Затем Фен'Харел сделал так, что боги отвернулись от нас, и у наших умерших не стало Проводника. Потому-то мы стали класть в могилы наших близких дубовый посох, чтобы не оступиться им на тропах по ту сторону Завесы, и ветку кедра, чтобы отгонять воронов по имени Страх и Обман, которые были когда-то слугами Диртамена, а нынче остались без господина.

Рассказано Гишарелем, хранителем Ралаферинского клана долийских эльфов.

Диртамен: Хранитель тайн
Диртамен - брат-близнец Фалон’Дина, эльфийский бог тайн и мастер воронов Страха и Обмана.

Близнецы Фалон`Дин и Диртамен – старшие дети Эльгархана, Отца Всего, и Митал, Защитницы. Братья с самого зачатия были неразлучны и питают великую любовь друг к другу. Вот почему мы, часто говоря о Фалон`Дине, тут же поминаем и Диртамена, потому что не в силах они хоть на миг разлучиться, даже в наших сказаниях.

Когда мир был юн, боги часто сходили на землю, и Фалон`Дин и Диртамлен не были исключением. Оба они восхищались чудесами нашей земли. Они играли с животными, шептались с деревьями, купались в ручьях и реках. Дни их были полны блаженства, и они не знали печали.
И вот однажды, проходя по лесу, Фалон`Дин и Диртамен наткнулись на лежащую под деревом олениху – старую и больную. «Отчего ты так неподвижна,
сестрёнка?», - спросил Фалон`Дин. «Поиграй с нами,» - сказал Диртамен.
«Увы», - отвечала олениха, - «Не могу. Я стара и желала бы уйти в вечный покой, однако ноги меня не держат».
Пожалев олениху, Фалон`Дин взял её на руки и понёс к вечному покою по ту сторону Завесы. Диртамен было последовал за ними, но не пропустили его туманные изменчивые тропы на той стороне Завесы. Разлучённый впервые с Фалон`Дином, Диртамен бродил бесцельно, покуда не повстречал двух воронов.
«Ты обречён и скоро истаешь», - сказал Диртамену ворон по имени Страх.
«Твой брат покинул тебя. Он тебя больше не любит», - промолвил другой ворон, звавшийся Обман.
«Я не обречён, и Фалон`Дин меня не покинул», - отвечал им Диртамен. Он усмирил воронов и велел нести его к Фалон`Дину. Так они и сделали, поскольку потерпели поражение и обязаны были исполнить волю Диртамена.

Когда Диртамен отыскал Фалон`Дина, он увидел также и олениху, снова резвую и легконогую, ибо дух её сбросил бремя ослабевшего тела. Возрадовались такому зрелищу и Фалон`Дин, и Диртамен. Фалон`Дин поклялся, что отныне всегда будет доставлять умерших в место вечного упокоения, как доставил олениху. И Диртамен остался с ним, потому что близнецы не могут разлучаться ни на миг.

Из «Повести о Фалон`Дине и Диртамене, рассказанной Гишарелем, Хранителем
Ралаферинского клана долийских эльфов.

Андруил: Богиня Охоты
Андруил - эльфийская богиня охоты, создатель Вирр Танадал (Путь Трех Деревьев). Возлюбленные Андруил - заяц и ястреб.

Внемлите мне, сыны и дочери Народа – Я Матерь Зайцев и Сестра Луны,
Владычица Охоты – Андруил.
Не забывайте проповедь мою,
Не забывайте Вир Танадал –
Путь Трёх Дерев,
Что я дала вам.
Вир Ассан – Путь Стрелы
Будьте тихи и проворны;
Не колеблясь, стреляйте
Добыче не причиняйте мучений.
Это мой путь.
Вир Борассан – Путь Лука
Как молодое деревце гнётся, гнитесь и вы.
В проворстве найдите упругую стойкость;
В подчинении – силу.
Это мой путь.
Вир Адален – Путь Леса
С разумением примите дары охоты,
С почтением – жертву моих детей.
Знайте, что смерть ваша в свой черёд дарует им пропитание.
Это мой путь.
Не забывайте Пути Охотника,
И я буду с вами.

Из «Предписания Андруил, Богини Охоты.

Силейз: Хранительница Очага

Силейз Хранительница Очага считается сестрой Андруил Охотницы. В то время, как Андруил любила бродить по лесам с дикими зверями и птицами, Силейз предпочитала не покидать свой дом-дерево, развлекая себя песнями и изящными искусствами. Это Силейз дала нам огонь и научила им пользоваться.

Это Силейз показала нам, как лечить травами и магией, и как облегчить приход в мир нового ребёнка. И опять же, Силейз научила нас сплетать волокна растений в верёвки и нити. Мы многим обязаны Силейз и именно потому поём ей всякий раз, когда зажигаем или гасим огонь. Вот почему мы посыпаем наши аравели пахучим древесным мхом Силейз и просим, дабы она сохранила их и всё, что в них находится.

Рассказано Гишарелем, Хранителем Ралаферинского клана долийских эльфов.

Джун: Бог Ремесла
Джун - эльфийский бог ремесла: он научил эльфов как создавать луки, стрелы, ножи.

Мы посвящаем все изделия рук своих Джуну, ибо он научил Народ гнуть ветки деревьев, чтобы делать луки, и мастерить покровы из шкур и железной коры. Не будь Джуна, разве были бы у нас аравель или упряжь для наших галлов?

Когда Народ был ещё юн, мы бесцельно бродили по лесам. Мы пили из ручьёв, ели ягоды и орехи. Мы не охотились, потому что у нас не было луков. Мы были наги, потому что не умели ни прясть, ни шить. Мы дрожали от холода ночами и голодали зимой, когда весь мир покрыт снегом и льдом.

Потом пришла Силейз, Хранительница Очага, и дала нам огонь, и научила кормить его деревом. Джун научил нас мастерить луки, стрелы, и ножи, чтобы мы могли охотиться. Мы научились готовить мясо нашей добычи на огне Силейз и одеваться в звериный мех и шкуры. И Народ больше не знал холода и голода.

Рассказано Гишарелем, Хранителем Ралаферинского клана долийских эльфов.

Гиланнайн: Матерь Галлов
Гиланнайн: Матерь Галлов, была когда-то смертной женщиной и возлюбленной Андруил. Галла - существа, похожие на белых оленей, почитаемые Долийцами, и используемые для передвижения.

Говорят, что Гиланнайн была одной из Народа, и во времена до падения Арлатана – избранницей Андруил Охотницы. Была она немыслемо прекрасна – с волосами белыми, как снег – и грациозна, как газель. Она всегда держалась Путей Андруил, и Андруил жаловала её превыше всех остальных. Как-то, охотясь в лесу, Гиланнайн повстречала незнакомого охотника. У ног его лежал сокол, убитый в сердце стрелой. Гиланнайн исполнилась гнева, ибо сокол – равно как и заяц – любимейшие создания Андруил.

Гиланнайн потребовала, чтобы охотник совершил приношение Андруил за то, что отнял жизнь у одного из ее созданий. Охотник отказался, и Гиланнайн призвала богиню проклясть его, дабы никогда больше он не смог охотиться и убивать живых тварей. Проклятие Гиланнайн свершилось, и охотник обнаружил, что не может охотиться. Добыча убегала от него, а стрелы пролетали мимо цели. Друзья и родные начали насмехаться над его немощностью, ибо какой прок от охотника, не могущего охотиться?

Опозоренный, охотник поклялся отыскать Гиланнайн и отплатить за обиду. Он нашёл Гиланнайн, когда она охотилась со своими сёстрами, и обманул её лживыми словами. Он сказал Гилиннайн, что осознал свою вину, и умолял её пойти с ним, дабы научить, как правильно совершать приношения Андруил.

Тронутая мольбами, Гиланнайн пошла за охотником, и когда они оказались вдалеке от её сестёр, охотник набросился на Гиланнайн. Он ослепил её, а затем связал, как связывают свежеизловленную добычу. Но убить её охотник не мог, потому что был проклят. Вместо этого он бросил её умирать в лесу.

И Гиланнайн взмолилась богам, прося о помощи. Она молила Эльгархана о мести, Мать Митал о защите, но более всего молилась она Андруил. Андруил послала к Гиланнайн своих зайцев, и они перегрызли путы, однако Гилиннайн была ранена и слепа и не могла найти дорогу домой. Тогда Андруил обратила её в прекрасную белую олениху – первую галлау. И Гиланнайн отыскала своих сестёр, и привела их к охотнику, которого предоли суду. И с того самого дня галлы ведут Народ, но никогда не сбиваются с пути, ибо внемлют голосу Гиланнайн.

Из «Повести о Гиланнайн», рассказанной Гишарелем, Хранителем Ралаферинского клана долийских эльфов.

Фен’Харел: Ужасный Волк
Фен’Харел также известен как Мертвый Волк, Лорд Обмана и ночных кошмаров. Статуи Фен’Харел стоят в стороне от Долийцев и отвернуты, как напоминание, что Долийцы всегда должны быть настороже.

Весьма немного известно нам о Фен`Хареле, ибо он, говорят, не питал любви к нашему народу. Эльгархан и Митал создали мир, каким мы его знаем, Андруил научила нас Путям Охотника, Силейз и Джун даровали нам огонь и обучили ремеслу, но Фен`Харел всегда держался особняком и измышлял обмануть всех богов. И после разрушения Арлатана, когда боги не могли больше услышать наши молитвы, Фен`Харел, говорят, пробыл несколько столетий в отдалённом уголке земли, безумно хихикая и в восторге обнимая себя самого.

Повествуют легенды, что перед падением Арлатана, боги, которых мы знаем и почитаем, вели бесконечную войну с иными, тоже богами. Ни один наш хагрен не помнит их имена: только в наших снах слышно, как шепчут: Гельдауран, Даэрнтал и Анарис, ибо они – Забытые, боги ужаса и злобы, беды и ненависти. В древние времена только Фен`Харел мог без боязни приходить и к нашим богам, и к Забытым, потому что хоть он и родня богам Народа, но Забытые знали его коварство и видели в нём своего.

И вот как Фен`Харел обманул их. Наши боги видели в нём брата и поверели ему, когда он сказал, что они не должны покидать небеса, а он сам заключит мирный договор. Также и Забытые поверили ему, когда он сказал, что устроит поражение наших богов, если только Забытые на время вернутся в бездну. Они все поверили Фен`Харелу и все были обмануты. И Фен`Харел запечатал путь с неба, так, что боги больше не могли сойти к Народу.

Из «Повести о торжестве Фен`Харела, рассказанной Гишарелем, Хранителем Ралаферинского клана долийских эльфов.

Забытые
Есть в эльфийской мифологии повествование о другой расе богов: боги зла, с которыми боги эльфийского пантеона борятся в бесконечной войне. Эти боги, известны ныне как Забытые, и не зря, поскольку даже эльфийские старейшины практически ничего не знают о них. По легенде, они, наряду с богами эльфийского пантеона, оказались в ловушке вне мира во времена падения Арлатан.

Эльфийский язык (перевод © Халлан Идренион/Орфелин Майс/Синке Фарн)

- Abelas (ah-BELL-aws): Скорбь, печаль. Также используется как извинение.
- Adahl (ah-DAHL): дерево (не как древесина, а именно дерево).
- Adahlen (AH-dah-len): лес.
- Alas (AH-lahs): земля, грязь.
- An (AHN): место (расположения).
- Andaran atish’an (an-DARE-an AH-tish-awn): дословно "Входи с миром". Формальное приветствие эльфов.
- Aneth ara: дружественное приветствие, обычно применимо только к долийцам и близким друзьям, с чужаками так не здороваются.
- Annar (AN-ahr): год.
- Ar (AHR): личное местоимение - Я, мне.
- Aravel (AHR-ah-vehl): долгое путешествие (также называются и "Аравели" - наземные "корабли" долийских эльфов).
- Arla (AHR-lah): дом.
- Asha (AH-sha): женщина.
- Asha'belannar: дословно "Женщина Многих Лет", так эльфы называли Флемет.
- Assan (ah-SAHN): стрела.
- Atisha (ah-TEE-shah): мир, мирный.
- Bel (BELL): много, множество.
- Bora (BOHR-ah): to throw, project, loose.
- Bor'assan (BOHR-ah-sahn): лук (как оружие).
- Da (DAH): "маленький", часто используется как префикс.
- Da'vhenan (dah-VEY-nahn): маленькое сердце (уменьшительно-ласкательное прозвище).
- Da'assan (dah-ah-SAHN): маленькая стрела (уменьшительно-ласкательное прозвище).
- Da'len: дитя.
- Dar (DAHR): быть.
- Dareth (dah-RETH): дословно - "быть безопасным".
- Din (DEEN): "нет", также используется для обозначения кого-либо умершего - "Тот, кого нет".
- Dirth (DEHRTH): рассказывать, говорить.
- Dorf (DOHRF): серый.
- Durgen (DUHR-jen): камень.
- Durgen’len (dur-gen-LEN): Дети Камня - эльфийское прозвание гномов.
- El (EHL): наш.
- Elgar (EL-gahr): дух.
- Elvarel (EL-vah-rehl): дольше, больше усилий.
- Elvhen: "Народ", как эльфы называли самих себя.
- Elvhenan: "Место нашего народа". Название Родины эльфов до прибытия людей.
- Elvhen'alas (el-VEHN-ALL-us): "грязные эльфы" (оскорбление, среди долийцев считается крайне тяжелым, может применяться к городским эльфам, утратившим свою сущность).
- Emma (EM-mah): мой, Я (являюсь кем-либо...).
- Emm'asha (ehm-AH-shah): моя девочка (чаще применяется по отношению к младшим сестрам или дочерям).
- Emma lath (EHM-mah lath): моя любовь.
- Emma sa'lath (EHM-mah sah-lath): моя единственная любовь.
- En (EHN): суффикс, обозначающий множественное число.
- Ena (eh-NAH): появляться, возникать.
- Enasal (EHN-ah-sahl): повторять.
- Enansal (en-AHN-sahl): подарок, дар, благословение.
- Era (EH-rah): история, сказка, мечта.
- Falon (fah-LOHN): друг.
- Felas (FAY-lahs): медленно, медленный(ая).
- Halam (hah-LAHM): конец, окончен.
- Halamshiral: "Конец пути". Также называлась столица второй Родины эльфов.
- Hahren: Старейшина. Среди долийцев используется как уважительное обращение, среди же городских эльфов так называют лидера городского Эльфинажа.
- Hamin (hah-MEEN): отдых.
- Him (HEEM): становится.
- In (EEN): with or inside; dwell.
- Inan (ee-NAHN): глаза, дословно переводится как "окна души".
- Ir (EER): очень, больше, много.
- Isala (ee-SAH-lah): нуждаться в чем-либо.
- Lath (LAHTH): любовь.
- Lethallin/Lethallan (leth-ah-LEEN; leth-ah-LAHN): "Мой друг". Используется по отношению к друзьям. (Леталлин - обращение мужского рода, Леталлан - женского).
- Len (LEHN): ребенок.
- Len'alas lath'din (len-ALL-us LATH-deen): "грязный ребенок", никем не любимый, никому не нужный (оскорбление).
- Lin (LEEN): кровь.
- Ma (MAH): ты.
- Ma nuvenin: "слушаюсь!" или "как пожелаешь".
- Ma serannas: выражение благодарности..
- Mamae: Мать.
- Ma emma lath (ma EHM-mah lath): "Ты моя любовь".
- Ma'arlath (MAR-lath): "Я люблю тебя".
- Mahvir (mah-VEER): завтра.
- Mana (MAH-nah): далекое прошлое, длинный период времени.
- Melana (meh-LAH-nah): время.
- Melava (meh-LAH-vah): время (прошлое, то, что уже было).
- Na (NAH): твой.
- Nan (NAHN): отмщение, месть.
- Nehn (NEN): радость.
- Numin (NOO-min): плакать, слезы.
- Nuvenin (noo-VAY-nin): хотеть, нуждаться.
- Reth (REHTH): безопасно.
- Revas (RAY-vahs): свобода.
- Sa (SAH): - один.
- Sahlin (sah-LEEN): сейчас, в этот момент.
- Samahl (sah-MAHL): смеяться, смех.
- Sa'vunin (sah-VOO-neen): день (один день - как промежуток времени).
- Serannas (SEHR-ah-nahs): благодарный.
- Seth (SEHTH): тонкий, незначительный.
- Seth'lin (seth-LEEN): "малокровные" (оскорбление, зачастую применяется к людям или городским эльфам) .
- Setheneran: Земля Снов, место, где Завеса тонка и духи могут проникнуть в реальный мир. Обычно такие места возникают там, где погибло множество людей.
- Shemlen (shem-LEN): дословно "быстрые дети". Так эльфы называют людей. Среди городских эльфов используется сокращение "шем", хотя немногие жители эльфинажей понимают значение этого слова.
- Shem (SHEHM): быстрый.
- Shue shah tauthau toetoi thuet: "Я не хочу убивать тебя".
- Shiral (shee-RAHL): путешествие.
- Souveri (soo-VEH-ree): измотан, уставший.
- Su (soo): случаться.
- Sulahn (soo-LAHN): петь.
- Suledin (soo-leh-DEEN): терпеть.
- Sulevin (soo-leh-VEEN): несомненно, факт.
- Tan (TAHN): три.
- Then (THEN): просыпаться, будить, тревога.
- Tu (tooh): причинять (быть причиной чего-либо).
- U (ooh): один (в одиночестве).
- Uth (OOTH): долгий, вечный, не имеющий окончания.
- Uthenera: Сон наяву. Утенера - это также название древнего ритуала: древни эльфы погружались в летаргический сон, уступая дорогу молодым. Это было радостное событие, наравне с праздником - уходящий эльф с гордостью выполнял свой долг перед Народом.
- Vallas (VALL-ahs): письмо.
- Vallaslin (vahl-ess-LEEN): Письмо на крови. Искусство нанесения татуировки, играющее важную роль в культуре эльфов. Во-первых - ритуал Валласлин означает взросление эльфа. Если подросток сумеет сдержать крик боли во время нанесения татуировки и таким образом проявить волю и упорство - он считается взрослым, полноправным членом клана. Во-вторых - каждая татуировка отражает божество, которому более всех остальных привержен тот или иной эльф.
- Vhenadahl: "Дерево нашего народа". Народное Древо - обычно растет в центре Эльфинажа, является символом их культуры. Хотя во многих эльфинажах Венадаль иссох и был порублен на дрова.
- Vhen'alas: земля как почва или "Наша земля" (как Родина).
- Vhenan'ara (VEY-nahn-AHR-ah): "желание сердца", возлюбленный(ая).
- Ven (VEHN): идти.
- Vhen (VEHN): "народ кого-либо (людей, эльфов, гномов)" или "принадлежащий к народу эльфов, к клану...".
- Vhen'alas (vehn-AHL-ahs): земля (как почва) или "Наша земля" (как родина).
- Vhenan (VEY-nahn): сердце.
- Vir (VEER): путь или дорога.
- Vunin (VOO-nihn): день (как время суток).

- Ar'din nuvenin na'din (ahr-DEEN noo-VHEY-nihn nah-deen): "Я не хочу убивать тебя".
- Ar tu na'din (ahr too nah-DEEN): "Я убью тебя".
- Ar tu na'lin emma mi (ahr too nah-LEEN EHM-ma mee): "Я увижу твою кровь на моем лезвии".
- Emma shem'nan (EHM-mah shem-NAHN): "Мое отмщение близится".
- Halam sahlin (hah-LAHM sah-LEEN): "Все закончится сейчас".
- Ma emma harel (mah EHM-mah hah-REHL): "Ты должен бояться меня".
- Ma halam (mah hah-LAHM): "Тебе конец".